Мебель и аксессуары из пластика

Мебель и аксессуары из пластика

Мебель и аксессуары из пластика

Закон нашего времени: дерево и камень — хорошо всегда, но ведь и пластик не так прост, как кажется. Чтобы завоевать наше теперешнее признание, он прошел сложный и многострадальный путь.

В 60-е в него влюблялись легко и без оглядки. В разноцветный, скользкий, упругий пластик нарядилась вся молодая Европа, живущая в ритме рок-н-ролла, по образу и подобию Твигги и с девизом «Make love, not war». Пластиковым тогда было все — от плаща до дивана, включая бытовые приборы и декорации к кинофильмам. Причины этой всеядности самые простые: в странах, разоренных Второй мировой, нужно было быстро налаживать быт, строить новый, яркий и веселый материальный мир, и кто лучше полимеров мог справиться с этой задачей? И они отлично себя зарекомендовали, продемонстрировав два своих главных качества: серийность и демократичность. Людям стали доступны не просто стол и стул, а интересные дизайнерские вещи, недаром само понятие «дизайн» всегда соотносят с 60-ми годами прошлого века (хотя появилось оно намного раньше).

Мебель и аксессуары из пластика

Закон нашего времени: дерево и камень — хорошо всегда, но ведь и пластик не так прост, как кажется. Чтобы завоевать наше теперешнее признание, он прошел сложный и многострадальный путь.

В 60-е в него влюблялись легко и без оглядки. В разноцветный, скользкий, упругий пластик нарядилась вся молодая Европа, живущая в ритме рок-н-ролла, по образу и подобию Твигги и с девизом «Make love, not war». Пластиковым тогда было все — от плаща до дивана, включая бытовые приборы и декорации к кинофильмам. Причины этой всеядности самые простые: в странах, разоренных Второй мировой, нужно было быстро налаживать быт, строить новый, яркий и веселый материальный мир, и кто лучше полимеров мог справиться с этой задачей? И они отлично себя зарекомендовали, продемонстрировав два своих главных качества: серийность и демократичность. Людям стали доступны не просто стол и стул, а интересные дизайнерские вещи, недаром само понятие «дизайн» всегда соотносят с 60-ми годами прошлого века (хотя появилось оно намного раньше).

Прошло всего два десятилетия, и пластик обвинили во всех смертных грехах. И выглядит он слишком дешево, и стареет совсем некрасиво, в отличие, например, от дерева, и воздух сквозь него не проходит, и планету засоряет своими отходами, но самое страшное — когда он горит: от удушливых паров гибнет все живое. Обвинения были серьезными, и пластик на время сильно потерял в популярности, но только на время — ведь мы так к нему привыкли, что уже и не представляем свою жизнь без полиэтиленовых пакетов, полипропиленовых бутылок для воды и поликарбонатных CD-дисков.

Что же произошло за последние годы? Ученые взялись за воспитание полимеров, и те из агрессивных чужаков превратились, ну… не в добрых друзей, но в хороших приятелей. Теперь многие из них «умеют дышать», выделяют минимум канцерогенов при горении и приучены к «ресайлингу», то есть к повторной утилизации. Самыми мирными и безопасными признаны уже упоминавшиеся полиэтилен, полипропилен и поликарбонат. Но не только безопасностью объясняется вновь растущий интерес к пластику. Пластиковые предметы неожиданно приобрели собственную эстетическую ценность. Отказавшись от «дешевого вида», дизайнеры пошли двумя путями: во-первых, начали имитировать с помощью синтетических материй дорогие породы дерева, мрамор и гранит, а во-вторых, доказали, что пластик сам по себе может быть необычайно красивым — очень ярким, фактурным, шелковистым, прозрачным, с поверхностью, которую так и хочется потрогать… Второй путь оказался самым перспективным: в 2005 уже не пластик прикидывается натуральным, вечно ценным материалом, а дерево или металл красят под него или покрывают им, стремясь соединить надежность старых материалов и нарядность новых. Кстати, в деле реабилитации пластика огромную роль сыграл всем известный Филипп Старк (куда ж без него!): он выпустил целую коллекцию стульев и кресел из прозрачного поликарбоната, созданную по мотивам старинных моделей XVIII и XIX веков. Получилось и нашим, и вашим: поклонники классики узнают знакомый силуэт, любители современности наслаждаются новым содержанием.

Семейство пластиков пополнилось очень достойными образцами — ведь не секрет, что никто не изобретает химических формул ради оригинальной фишки в интерьере — все новые многообещающие полимеры пришли в мебельный дизайн из других, более солидных областей, на развитие которых тратятся большие деньги. Так, интригующий техногель, идущий на сиденья шезлонгов и кресел (мягкий, теплый, сохраняющий на некоторое время отпечаток вашего тела), первоначально использовался только в медицине. Оборонка поделилась кевларовой сеткой, созданной в 1965 году компанией DuPont, — из нее делают бронежилеты, поскольку она в сотни раз прочнее стальной пластины. Автомобильная индустрия подарила интерьеру поликарбонат (из него делают автомобильные фары), а также плексиглас (он же акрил или перспекс). Из строительства, благодаря дизайнеру Арику Леви, пришел термо- и звукоизолирующий алюкобонд, состоящий из композитных полиэтиленовых панелей и алюминиевой фольги. Наконец, дизайнеры увлеклись экстремальными видами спорта и вынесли оттуда углеволокно(карбон) и неопрен. Без первого не могут обойтись гонщики и летчики, а без второго — дайверы. Между производителями мебели и других полезных вещей (самолетов, машин и пароходов) назрела серьезная конкуренция. Так, поклонники дизайнера Марселя Вандерса в 2005 году стоят в очереди на стул, сплетенный из карбонового волокна: сплести-то его раз плюнуть, вот только некий частный авиаконцерн скупил все европейские запасы карбона… Впрочем, истинные любители прогресса готовы ждать этот стул столько, сколько понадобится, и это ли не яркое подтверждение тому, что пластик и теперь живее всех живых?!