Дональд Норман первую половину своего времени проводит в созданной им компании дизайна Nielsen Norman Group. Вторую — в качестве профессора компьютерных технологий и психологии в Северо-Западном университете США.
Он пишет книги по теории и практике оформления. Много времени посвящает консультациям в советах компаний и организаций, таких, например, как Институт дизайна в Чикаго.
Когда Норман был членом различных ассоциаций, организаций и групп влияния, среди которых у него была должность вице-президента по внедрению передовых технологий Apple, он стал изучать дизайн привычных вещей, окружающих человека, их влияние на качество жизни каждого.
Без вины виноватый: дизайнер и новые технологии
Все, что нас окружает, имеет свой вид. Чтобы создать успешный дизайн, его нужно спроектировать с точки зрения потребителя, с учетом моды и стиля.
По мнению профессора, хорошее оформление любой вещи должно отвечать следующим требованиям пользователя:
- быть понятным и доступным;
- быть функциональным;
- придавать статус владельцу.
Откровение для художника
Как утверждает Дональд Норман, дизайн привычных вещей (в быту и на работе) может быть успешным или не успешным.
В основе удавшейся идеи любой вещи должны быть использованы следующие простые принципы:
- эффект наглядности — заключается в том, что при одном взгляде на вещь человек может догадаться, как ею пользоваться;
- функции новой модели должны быть ясны и предсказуемы для потребителя, иметь понятную концептуальную идею;
- каждая кнопка предмета отвечает за одно действие, которое понятно и востребовано при использовании, чтобы не сложился казус, когда никто не помнит, зачем та или иная функция создавалась (как, например, знаменитая функция «R» кнопки телефона, которой толком никто не умеет пользоваться, ведь не у всех возникает желание изучить длинную инструкцию по ее применению);
- пользователь должен получать обратную связь и будет своевременно проинформирован о результатах своих действий.
Создание дизайна привычных вещей
Этапы при разработке оформления заключаются, по мнению Дональда, в соблюдении базового списка требований, которые помогут преодолеть разрыв между идеей и практическим использованием того или иного устройства, предмета, вещи. Хороший дизайн будет создан тогда, когда потребитель легко может:
- определить функцию и понять, для чего используют устройство;
- управлять приобретенной вещью;
- совместить намерение пользоваться предметом с фактической возможностью;
- знать последовательность и количество действий, которые надо совершить, чтобы устройство заработало;
- определить, в рабочем ли оно состоянии;
- понять соответствие вещи по отношению к ее дизайнерской интерпретации.
При этом критик Дон Норман убежден: для того чтобы добиться удачного контакта вещи и человека, надо воздействовать на эмоциональные сигналы, которые вызывает предмет (устройство), ведь именно удачный дизайн привычных вещей делает человека счастливым.
Дон Норман изучает, как реальные люди взаимодействуют с готовым устройством, исследуя пропасть между тем, что намеревается сделать дизайнер, и тем, что хочет на самом деле обычный человек. Его работа привела к появлению некоторых классических книг о взаимном существовании красоты, эстетики и функциональности предмета. Он точно знает, как не надо делать, как избежать ошибок в оформлении.
Повседневные заботы с подсказками
Как может дизайн подтолкнуть к верному действию? Важными подсказками являются естественные ограничения предметов, то есть те физические рамки, которые сужают выбор правильных действий.
Другие подсказки вытекают из назначения вещей. Они рассказывают об их возможных функциях, предполагаемых действиях и способах применения.
Норман выделяет следующие классы ограничителей:
- физические, то есть соответствие дизайна тем функциям, которые заложены в предмете;
- смысловые, подсказки для определения назначения предмета (надписи, рисунки)
- культурные и логические — эти подсказки появляются из личного опыта пользователя и основываются на построении ассоциаций и логических цепочек.
Эти классы ограничителей универсальны для различных ситуаций.
Возможности звука
Книга «Дизайн простых вещей» советует: не бойтесь экспериментов, если в новой разработке оформления вещи что-то нельзя сделать видимым, можно добавить влияние звука. Ведь он может предупредить о неполадке в устройстве, неправильности действий.
Примеры использования звуков в дизайне:
- дверь захлопнулась — раздался характерный щелчок;
- чайник свистит, если вода кипит;
- пылесос забился — громко гудит;
- звон колокольчика, если программа на компьютере зависла, и т. д.
Принципы перехода из сложного в простое
Упрощенная система (вещь) — та, с которой пользователь не боится экспериментировать, исследуя новинку.
Почему пользователь не боится:
О книге и не только
Говоря о новаторской книге «Дизайн простых вещей», можно сделать вывод о том, что есть два основных закона оформления, важных для потребителя:
- что делать;
- как система работает в момент пользования.
Это должно быть закреплено в самом дизайне вещи. Чем нагляднее и понятней, тем лучше. Концепт должен учитывать особенности человека (пользователя) и мира, который его окружает.
Инструкции и их изучение при таком подходе будут необязательны, каждый человек сможет сам разобраться в тонкостях системы или предмета эмпирически.
Когда человек задается вопросом: «Как это все запомнить?», тогда дизайнерский подход считается неверным.
Каждый пользователь должен получать удовольствие от дизайна и не бояться, что что-то не поймет, потому что глуп или недостаточно образован. Нет, это ошибки оформления, делающие недоступным использование многих вещей.
Ошибки, которых удастся избежать, если последовать советам Дональда Нормана.
Источник: fb.ru