Архитектура: Пушистый Иисус, испуганные девы: досадные примеры реставраций, после которых шедевры просто не узнать

Архитектура: Пушистый Иисус, испуганные девы: досадные примеры реставраций, после которых шедевры просто не узнать

Не зря к историческим памятникам архитектуры или произведениям изобразительного искусства не применим термин ремонт, эти шедевры подлежат лишь бережной и грамотной реставрации. Хотя и в этой сфере случаются досадные промахи, которые кроме как порчей достопримечательностей и вандализмом назвать нельзя. Несмотря на то, что от самой вредительской реставрации человечества, приведшей чуть ли не полному разрушению Парфенона, прошла уже сотня лет, бездарные попытки современных «специалистов» восстановить или просто очистить от вековой пыли мировые шедевры приносят свои жуткие плоды, превращая их в настоящее посмешище.

1. Испуганные древнеримские мозаики II века из Археологического музея провинции Хатай (Турция)

Турция с гордостью может похвастаться античными шедеврами, которые достались ей по наследству. На ее территории разнообразие и количество мировых ценностей действительно зашкаливает, но это в свою очередь обязывает страну не просто беречь наследие, но и время от времени проводить реставрационные работы. Так, например, безжалостное время привело к частичному разрушению уникальных древнеримских мозаик, датируемых II в. н.э., которые хранятся в Археологическом музее в провинции Хатай. Чтобы сохранить ценную коллекцию, равной которой нет в целом мире, в 2015 г. турки решились на реставрацию. В итоге 10 бесценных экземпляров были безвозвратно испорчены, потому что горе-мастера исказили их до неузнаваемости.

«Бесценные шедевры римского искусства были уничтожены, — сетовал в интервью турецкий эксперт Мехмет Даскапан. — Они превратились в карикатуру на самих себя, потеряли свою оригинальность, изображения были искажены». Да уж, с искусствоведом сложно не согласиться, ведь большинство образов действительно пугают выпученными глазами и жуткими гримасами.

2. Обалдевший бог Меркурий на фасаде Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова (Москва)

Начиная с 1899—1903 гг. улицу Мясницкую, что в самом центре Москвы, украшает прекрасный дом, который спроектировал выдающийся архитектор Федор Шехтель. Его помпезный фасад украшен гипсовым декором, среди которого можно разглядеть маски бога Меркурия. Прошло время и здание Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова, для которого вся эта красота и возводилась, поизносилось. Особенно пострадала одна гипсовая маска покровителя торговли и прибыли, которую все в том же злосчастном 2015 г. решили привести в порядок, тем более что приближался День города.

Но что-то пошло не так. Или реставратор был обижен на покровителя обогащения, или попросту не имел соответствующей квалификации, но Меркурий из привлекательного утонченного юноши превратился в нечто удивленное и странное. Выпадающие из орбит глаза, удлинившийся нос, выросшие усы – все это вызвало бурю негодования не только у искусствоведов, но и рядовых москвичей. В итоге чиновникам департамента Культурного наследия ничего не оставалось, как пообещать исправить ситуацию, а то Шехтель точно перевернется в гробу.

3. Постаревшая Дева Мария из картины «Непорочное зачатие» художника эпохи барокко Бартоломе Эстебана Мурильо (копия)

Это же какими «бессметными» нужно быть, чтобы без страха и совести испортить одну из лучших копий картины эпохи барокко, да еще из частной коллекции. Совсем недавно эта вандальная реставрация погубила картину, причем безвозвратно, ведь вместо ангельского личика Девы Марии миру предстала дама за …, да еще страдающая косоглазием и с экземой на щеке. По сведениям редакции Novate.ru, за чистку полотна взялся обычный мебельщик, который потребовал еще и вознаграждение от частного коллекционера из Валенсии 1,4 тыс. дол. После первой неудачной попытки восстановить первозданный вид последовала следующая, которая и вовсе уничтожила всю красоту и очарование картины.

Такой вандализм заставил специалистов по охране памятников исторического наследия, а также представителей испанской профессиональной Ассоциации реставраторов и консерваторов (Acre) поднять вопрос о введении закона, запрещающего проводить реставрационные работы лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Тем более, что еще свеж в памяти и вовсе кощунственный случай, превращения фрески с изображением Иисуса Христа в пушистое чудище, больше похожее на снежного человека. Но об этом в следующей истории.

4. «Пушистый Иисус» на фреске «Ecce Homo» («Се человек») художника Элиаса Гарсиа Мартинеса

Не все произведения становятся шедеврами, хотя и украшают стены домов или храмов, но бывают случаи, когда после чудовищной реставрации они превращаются в мировые достопримечательности, к которым устремляются толпы туристов. Такой казус произошел с фреской «Ecce Homo» («Се человек») малоизвестного художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которая была написана в 1910 г. в храме города Борха в Испании. На ней изображен Иисус в терновом венке. За 100 лет пребывания в храме фреска начала трескаться, и штукатурка вместе с изображением — разрушаться.

Этот процесс настолько огорчал местную жительницу, пожилую прихожанку Сесилию Хименес, что она убедила священника разрешить ей провести восстановление Иисуса. Ничего не подозревавший настоятель позволил даме заняться реставрационными работа, о чем 100 раз пожалел впоследствии. Женщина представления не имела, как работать с краской на штукатурке, и никакого художественного образования или хотя бы навыков у нее тоже не было. В итоге Святой лик превратился в милую, пушистую… обезьянку, которую вмиг окрестили «Ecce Mono» («Се обезьянка») и она теперь красуется в церкви вместо фрески «Ecce Homo».

Как бы ужасно это «преображение» не выглядело, на самом деле такая известность оказалась на руку местным жителям и приходу, ведь любители неординарных явлений ринулись толпой в этот ничем не приметный городок, и теперь он на подъеме. У людей есть работа, церковь стала достопримечательностью, о которой говорит весь мир, туристы оставляют щедрые пожертвования. Ну а «Пушистый Иисус» стал персонажем карикатур и фотожаб.

5. Опухшие уродцы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Нешуточный скандал разгорелся после очередных реставрационных работ главного здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В поле зрения общественности и гостей Северной столицы попали изуродованные до неузнаваемости скульптуры центральной башни, созданные в 1823 г. представителями классической школы Пименова, Демут-Малиновского и Щедрина. За столь длительный период пребывания на здании изваяния потеряли свою привлекательность, поэтому периодически проходили реставрационное обновление.

А после последнего восстановления скульптуры стало совсем не узнать. Теперь с высоты центральной башни на прохожих и высшие чины Адмиралтейства глядят опухшие уродцы, никакого отношения не имеющие ни к классицизму, ни к какому-либо другому стилю искусства.

Подтвержденный факт: Из 28 античных фигур лишь одна сохранила приближенный к первоначальному вид, остальные же потеряли не только изящество форм, но и гендерную принадлежность, да и вообще хоть какую-нибудь схожесть с аллегорическими скульптурами, созданными авторами. И самое страшное, что подобное издевательство вполне устраивает городских чиновников, которые ничего страшного не видят в такой интерпретации классических форм и новой реставрации не планируют.

6. Перекошенная нимфа из доходного дома Бадаева в Санкт-Петербурге

Несчастный Меркурий на Торговом доме Кузнецова в Москве — не единственное изуродованное божество. В Петербурге такая же неприятность произошла и с лепной нимфой музыки на доходном доме Бадаева, построенном в начале XX века. Поскольку здание возводилось в типичном для Северной столицы стиле модерн, то не удивительно, что на его фасаде красуется масса декора и разнообразного архитектурного излишества. Естественно, этим украшениям время от времени требуется реставрация, и одна из последних оказалась губительной для нимфы, которая из изящной девушки превратилась в «степную бабу» (так ее окрестили острословы).

Хотя, если приглядеться к перекошенной физиономии, то она больше похожа на прикорнувшего мужичка (после десятой рюмочки) на плече чудом уцелевшей прелестницы. Такая несостыковка стилей и образов возмущает активистов и искусствоведов, а вот чиновники только пожимают плечами и обещают исправить вопиющую оплошность.

7. Веселые картинки вместо древней фрески в храмовом комплексе Юнчжи и разноцветный тысячелетний Будда (Китай)

Горе-реставраторы имеются не только в Европе или России, китайские достопримечательности тоже изрядно пострадали от их неумелых и даже вредительских действий. Муниципальные власти района Чаоян решили сэкономить на реставрации храмового комплекса Юнчжи и пригласили на восстановительные работы фресок не пойми кого. В итоге, оригинальные фрески эпохи династии Цин превратились в яркие, при этом еще и неряшливые картинки из мультфильма, ничего общего не имеющие с изображением фрагментов буддийских легенд. Когда посетители увидели это чудовищное преобразование, исполнителей «шедевров» тотчас же уволили, а вот руководитель районной партийной ячейки получил строгий выговор за «порчу религиозных объектов». Несмотря на принятые меры, эти произведения искусства уже потеряны навсегда, ведь новая краска уже точно уничтожила первоначальный рисунок и его не восстановить даже профессионалам.

Не меньше пострадала и статуя Будды, что на юго-западе Китая. Тысячелетнюю реликвию вместо реставрации взяли и раскрасили яркими красками, а вместо ореола божества вокруг головы изобразили разноцветный леденец. Эта карикатура оскорбила и возмутила не только буддистов и специалистов, но и весь мир, ведь неравнодушные люди сокрушаются, что священная фигура выглядит так, как будто она принадлежит к району Красных фонарей.

8. Дева Мария с младенцем с головой инопланетянина в городе Садбери (Канада)

Как ни странно, но в Канаде тоже разгуливают вандалы, и вот в один ужасный день, кто-то отбил голову у статуи младенца Иисуса, находящегося радом со скульптурой Девы Марии, и унес с собой. Это произошло на одной из аллей города Садбери. Естественно, после надругательства над статуей городские власти принялись за восстановление. Эту работу вызвалась выполнить художница Хизер Уайз. Но то, что предстало перед взором жителей после реставрации, просто шокировало и ужаснуло, ведь они увидели нечто, больше похожее на существо из «Чужого» или голову Йоды – одного из главных персонажей «Звездных войн».

И самое непостижимое, что это оскорбило не только добропорядочных горожан. Как оказалось, пришел в негодование даже вор-вандал, который унес ангелоподобную голову младенца. Его сердце не выдержало такого надругательства, и он… вернул ее обратно. После счастливого возвращения головы, статую младенца незамедлительно восстановили, но забыть то чудовище народ до сих пор не может.

9. Еще несколько непостижимых просчетов горе-реставраторов, погубивших мировые достопримечательности

 

 

 

 

 

Общественности всегда не угодишь. Ладно, когда безрукие реставраторы испортили мировые шедевры, то негодование понятно и поддерживаемо. Но почему они все так же негодуют и возмущаются, когда меценат изо всех сил пытается украсить родную школу, построенную еще в советские времена, настойчиво превращая ее в крыло Зимнего дворца,.

Источник: novate.ru